Негабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся не только автомобильным, но и железнодорожным транспортом. Вот только само определение «негабаритный груз» при перевозке по железной дороге значительно отличается от принятого в автомобильных.

Если груз, погруженный на открытый подвижной состав, превышает определенные размеры (пределы габарита погрузки), то он считается негабаритным. Данные пределы установлены МПС и определяют размеры, за которые груз не должен выходить ни по ширине, ни по высоте.

Габарит погрузки — это предельное, перпендикулярное оси пути очертание, в котором полностью помещается груз, с упаковкой и креплением, при условии нахождения подвижного состава на прямом горизонтальном участке и совмещении в одной вертикальной плоскости продольных осей пути и подвижного состава.

Тем не менее, по железной дороге можно перевозить грузы, которые превышают указанные пределы до определенной величины и при соблюдении специальных условий.

Существуют различные зоны и степени негабаритности, в зависимости от поперечного сечения груза, его размеров и расположения на подвижном составе.

Негабаритный груз и железная дорога

Из приведенного рисунка видно четыре таких зоны. Каждая зона соответствует высоте от УГР (уровень головки рельса), в пределах которой, груз выходит за габарит погрузки и имеет несколько степеней:

  • зона нижней негабаритности (шесть степеней);
  • зона боковой негабаритности (шесть степеней);
  • зона верхней негабаритности (три степени);
  • зона совместной верхней и боковой негабаритности

Груз называется сверхнегабаритным, если он выходит по горизонтали за пределы очертаний:

  • 3-й степени верхней
  • 4-ой (h=3700÷4000 mm), 5-ой (h=3400÷3700 mm) и 6-ой боковой
  • 2-ой (h=380÷1230 mm) и 6-ой нижней негабаритности

опускается ниже:

  • 3-6 степеней нижней негабаритности

превышает:

  • по высоте 5300mm

Таким образом, груз может иметь нижнюю, боковую, верхнюю и вертикальную сверхнегабаритность.

В соответствии со степенью негабаритности определены условия приема груза к перевозке по железной дороге (установление усиленного контроля следования, скоростного режима, запрещение или ограничение движения по соседним путям, проход станций по заранее подготовленным маршрутам и т.п.)

Если груз имеет шестую степень боковой и нижней негабаритности, или является сверхнегабаритным, то его перевозка осуществляется с применением контрольной рамы, установленной на крытом вагоне (полувагоне). Такая рама должна полностью повторять очертания и размеры перевозимого груза с учетом его смещения в кривых. Вагон с контрольной рамой должен быть установлен за локомотивом, а негабаритный груз — не ближе, чем за 20 осей до него и не менее, чем за 4 оси от хвоста поезда.

Проверка габаритности груза может осуществляться путем пропуска открытого подвижного состава через специальные габаритные ворота, представляющие собой раму с укрепленными внутри нее планками в соответствии с очертаниями габарита погрузки.

Если после прохождения подвижного состава планки не зацеплены, то габарит не нарушен, а изменение положения планок указывает на негабаритное место.

Для определения характера негабаритности используется пятизначный Индекс негабаритности, который имеет следующий вид:

Негабаритный груз и железная дорогаПервый знак всегда буква «Н»
сверхнегабаритность в любой зоне — цифра «8».

Например:

Н4538 — смешанная негабаритность (нижняя 4-ой степени, боковая 5-ой, верхняя 3-й и вертикальная сверхнегабаритность).

Знание Индекса негабаритности имеет прикладное значение для грузоотправителя, так как позволяет заранее получить информацию о характере предполагаемой перевозки и необходимых финансовых затратах, которые могут отличаться в разы!, в зависимости от того находится ли груз в пределах основного габарита, или имеет определенные степени негабаритности, или достигает сверхнегабарита.

Проще всего воспользоваться специальной программой, которая в зависимости от введенных данных в различных зонах негабаритности, самостоятельно рассчитает Индекс груза, планируемого к перевозке. Однако полученные данные вряд ли могут считаться окончательными, так как они не учитывают всех условий перевозки. Транспортировка негабаритного груза является разовой, уникальной операцией,  поэтому никакой универсальной тарифной сетки на перевозку нет и быть не может.

Даже это небольшое теоретическое вступление говорит о том, что перевозка негабаритного груза по железной дороге процесс сложный, требующий специальных знаний и опыта. Рядовому грузоотправителю нет нужды погружаться во все тонкости организации процесса перевозки, проще и правильнее будет доверить его профессионалам.