Безусловным преимуществом автомобильных перевозок являются: возможность выбора удобного маршрута, доставка до получателя без дополнительных перегрузок, что существенно удешевляет стоимость перевозки и время доставки.

Вместе с тем, автомобильные перевозки, особенно негабаритных и тяжеловесных грузов, подвержены высокой степени рисков. Всегда существует вероятность повреждения или утраты груза. Способ снижения рисков — это страхование, как самих грузов, так и ответственности перевозчика. К сожалению в России этот инструмент защиты мало востребован.

В европейских странах отношения участников перевозки регулируются Конвенцией о договоре перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ), которая ограничивает лимит ответственности перевозчика за ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза. Размер возмещения не может превышать 8,33 SDR за 1 кг груза и определяется на основании стоимости груза на момент принятия его к перевозке.

SDR — Spesial Drawning Rights, условная единица, курс которой публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.

Таким образом, даже если грузовладелец не застраховал груз, то в страховом случае он получит возмещение в размере до 8,33 SDR за 1 кг (ущерб по весу), либо стоимость груза в полном объеме, если в ТТН эта стоимость была объявлена, а груз полностью погиб.

Страхование ответственности перевозчика позволяет избежать таких неблагоприятных последствий, так как выплачивать возмещение при гибели груза будет страховая компания, а не сам перевозчик.

В РФ и на Западе по разному определяют стоимость груза. У них — на основе биржевой котировки, либо текущей рыночной цены, либо на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. У нас — на основании цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки.

В России страхование ответственности перевозчика возможно в случаях прямо предусмотренных законом. Вот только основные законы перевозчиков («Устав автомобильного транспорта», «О транспортно-экспедиторской деятельности») об этом ничего не говорят.

Что страховать? Груз или ответственность перевозчика?

Когда владелец страхует груз, то он сам выбирает условия страхования и общается напрямую со страховой компанией. Он может рассчитывать на возмещение по убыткам в результате стихийных или противоправных действий третьих лиц, что не реально при страховании перевозчика.

Когда застрахована ответственность перевозчика, то грузовладелец остается вне ведения отдельных аспектов договора (франшиза, услуги аджастеров, сюрвейеров), так как договор заключается на условиях, удовлетворяющих перевозчика и страховщика.

Не стоит забывать, что не смотря на то, что перевозчик несет полную ответственность за принятый груз, получить какие-либо выплаты возможно только в случае, если доказана его вина.

Заставить клиента страховать груз невозможно. Если транспортная компания будет настаивать на обязательном страховании груза, то скорее всего потеряет клиента (клиент хочет быстро и дешево доставить груз до места, а не увеличивать цену перевозимого товара за счет страховки).

На Западе перевозчик отвечает за перевозку, в России — и за перевозку и за груз в полном объеме, несмотря на то, что зачастую не имеют никакого финансового обеспечения для выплаты убытков по страховым случаям.

Выходом из этого противоречия является законодательное разрешение страховки ответственности перевозчика и лимитирование ее по принципам Ковенции ДПГ. Сознавая, что за утраченный груз возмещение от перевозчика можно будет получить не более установленной суммы, владельцы грузов будут прибегать к защите своего груза в виде страхования. Таким образом страхование перевозчика и груза обеспечит соблюдение интересов обеих сторон в процессе грузоперевозок.